Международный форум содействия модернизации и инновациям России

 

«Нет необходимости доказывать значимость модернизации для успешного развития России. Это генеральный путь развития нашей экономики, укрепления её позиций, создания условий для самореализации наших граждан».

 

«Главный результат работы - это реальные изменения к лучшему в жизни людей. Это новое качество экономики и социальной сферы».

 

Президент России

Владимир Путин

Последние новости
  • 05/12/2018

    Форум-презентация лучших российских практик по развитию культурно-познавательного пространства для граждан старшего поколения (28 ноября 2018 г., г. Москва, Гранд-Отель "МАРРИОТТ")

  • 01/11/2018

    24 октября 2018 года в г. Москве прошел Седьмой Международный форум «Здоровье человека и экология-2018»

  • 18/01/2018

    19 октября 2017 года в г. Москве прошел Шестой Международный форум «Здоровье человека и экология-2017».


Итоги Всероссийской конференции "Новые стимулы трудовой активности и занятости старшего поколения"

24.10.2016

РЕЗОЛЮЦИЯ
участников Всероссийской конференции
«Новые стимулы трудовой активности и занятости старшего поколения»

г. Москва
22 - 23 сентября 2016 г.

     Участники Всероссийской Конференции «Новые стимулы трудовой активности и занятости старшего поколения», рассмотрев этот вопрос на пленарном заседании 22 сентября 2016 года  в Конференц-зале Совета Федерации Федерального собрания РФ и 23 сентября 2016 года на 2-х заседаниях Круглых столов: в Образовательном учреждении профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» на тему: «Развитие волонтерства и наставничества» и в Московском Центре занятости молодежи на тему: «Новые технологии в трудоустройстве лиц старшего поколения» отмечают.

  1. Новое тысячелетие очень остро поставило в повестку социально-экономической политики правительств развитых стран проблему изменения демографической структуры населения. Рост числа граждан, достигших и перешедших пенсионный возраст, ускорился. Социальные институты, эффективно функционировавшие более ста лет (система социального страхования, образования, рынка труда и т.п.), оказались не способны справиться с новыми вызовами.

Изменение возрастной структуры населения заставило многие европейские страны пересмотреть стандарты пенсионного обеспечения: Германия, Франция, Польша, Швеция и ряд других стран повысили планку выхода на пенсию.

Увеличение количества граждан старших возрастов, оставшихся без попечения родственников или в силу состояния здоровья не имеющих возможности самостоятельного ухода за собой,  побудило правительства вводить дополнительное страхование по уходу за пожилыми гражданами.

Традиционно старость родителей в развивающихся государствах обеспечивали их дети. Однако, в условиях стремительного увеличения количества пенсионеров и не менее интенсивного сокращения численности трудоспособного населения эта ноша может в скором времени стать для молодого поколения непосильной. Уже сейчас пенсионные расходы государств, входящих в Евросоюз, составляют около 13% их валового внутреннего продукта. В дальнейшем на содержание пожилых людей европейские страны будут вынуждены тратить еще больше средств. Так, в Великобритании расходы бюджета только на пенсии в ближайшие 45-50 лет могут вырасти почти на 3 процентных пункта - до 8,4% ВВП.

  1. В связи с этим все экономически развитые страны разрабатывают программы активного долголетия, включающие в себя модернизацию политики занятости, образования, медицинского и социального обслуживания граждан старшего поколения.

Заслуживает изучения опыт Японии, изложенный в выступлении на Конференции.

  1. В Российской Федерации по состоянию на 1 января 2016 года из 146,5 млн. человек практически каждый четвертый (35,163 млн. человек) находился в возрасте старше трудоспособного, что составляет 24 % ко всему населению страны.

К 2018 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации для всего населения должна составить не менее 74 лет, к 2020 году – 75,7 лет, в том числе у мужчин – 71,2 лет, у женщин – 80,0 лет.

Однако, несмотря на увеличение продолжительности жизни, Российская Федерация отстает по данному показателю от ряда европейских стран. В частности, в Австрии ожидаемая продолжительность жизни у мужчин – 78,3 года, у женщин – 83,9 лет, в Бельгии – 77,8 лет у мужчин и 83,2 лет у женщин.

С 2002  г. в России наметилось снижение количества граждан трудоспособного возраста. Уже в ближайшее время наша страна лишится значительного количества работников - более 7 млн. человек к 2020г. По прогнозам ООН, к 2050г. в России доля самой экономически активной части граждан страны (20-60 лет) будет едва превышать половину от общей численности населения. Это требует от Правительства разработки комплекса мер, направленного на создания возможностей поддержания длительной и эффективной трудоспособности граждан старших возрастов.

В 2014 году численность работающих пенсионеров в России составляла почти 35%. Численность работающих пенсионеров постоянно растет: общая численность пенсионеров увеличилась с 38,313 млн. человек в 2005 году до 41,456 млн. человек в 2015 году (на 8,2%), а численность работающих пенсионеров — с 5,37 млн. до 8,592 млн. человек (на 60%). Как результат, в Российской Федерации устойчиво возрастает удельный вес работающих пенсионеров - с 22,4% в 2005-м до 34,8% в 2014 году.

  1. Основной причиной продолжения работы лицами пенсионного возраста является нехватка средств для поддержания необходимых расходов на потребление из-за низкого уровня пенсий.

По этой же причине в европейских странах также растет доля граждан, продолжающих работу после достижения старших возрастов. Так, если  в ЕС в 2004 году работало 26% граждан в возрасте 60–64 лет и 9% в возрасте 65–69 лет, то 2014 году их стало 35,3 и 11,7% соответственно. В целом в странах  ОЭСР доля работающих выросла в первой из возрастных групп с 34,5 до 43,6%, во второй с 15,7 до 20,2%.

По данным Eurostat, за последнее десятилетие прошлого века в Германии в возрастной группе 55–64 года работало в среднем около 37% человек.  Если в 2000 году доля этой категории работающих составляла 37,6%, то после  проведения реформы рынка труда и сокращений социальных выплат в 2004-м таких работающих стало 41,8%, а в 2007-м 51,3%. Кризис 2008–2009 годов заставил выйти на рынок труда еще больше пожилых людей. В 2014 году доля работающих немцев в возрасте 55–64 лет составляла 65,6%. Таким образом, за пятнадцать лет этот показатель в Германии вырос в 1,7 раза.

В 2014 году в ЕС (27 стран) доля работающих пожилых людей составляла 51,9%, в еврозоне — 51,7%. В 2000 году было 36,9 и 34,3% соответственно.

В сопоставимых возрастах уровень занятости пожилых в России ниже, чем в странах ЕС и ОЭСР. Так, в группе 60–64 года он составлял в России, согласно данным Росстата, в 2013 году 30%, в группе 65–72 года — 11%.

При прочих равных условиях подобные различия позволяют сделать вывод о возможности повышения экономической активности и занятости пожилых людей в Российской Федерации с учетом имеющихся у них объективных ограничений, препятствующих трудовой деятельности.

Учитывая важную роль лиц старших возрастов в социально-экономической жизни необходимо в первую очередь обратить внимание государственной политики  на  повышение потенциала сохранения трудоспособности  данной категории граждан.

При решении данной задачи необходимо  учитывать наличие ряда проблем, связанных с их здоровьем.

Во-первых, повышенный уровень общей заболеваемости пожилых людей. В 2013 году он составлял 208 228,9 человека на 100 тыс. человек населения, что в 1,3 раза превышает аналогичный показатель по населению страны в целом (161 061,8 человека на 100 тыс. человек населения).

Во-вторых, наличие у пожилых людей хронических заболеваний, порождающих потребность в медицинской помощи. По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения, проводимого Росстатом (далее — КОУЖ), каждый второй респондент в возрасте старше трудоспособного указал на наличие хронического заболевания (2011 год — 58,6%, 2014 год — 55,3%). По этой причине 2/3 пожилых людей, имеющих хронические заболевания, находятся под диспансерным наблюдением.

Потребность в медицинской помощи отмечалась в 2014 году у 43,8% лиц в возрасте старше трудоспособного, что в 1,6 раза выше аналогичного показателя у всех респондентов в возрасте 15 лет и старше.

В-третьих, наличие у пожилых людей проблем, связанных с возможностями прохождения назначенного курса лечения (обследования) в медицинских учреждениях. Согласно данным КОУЖ, причинами того, что в 2014 году лица старше трудоспособного возраста не прошли назначенный курс лечения (обследования) в специализированных медицинских учреждениях, являются:

ожидание очереди — 35,6%;

предлагается платное лечение, на которое нет средств — 28,9%;

нет средств на покупку лекарств, медикаментов, другие причины — 27,1%;

не определено место для продолжения лечения — 8,3%.

В-четвертых, наличие у пожилых людей проблем, сдерживающих их обращение за медицинской помощью в медицинские учреждения. Из данных КОУЖ следует, что 41,3% лиц старше трудоспособного возраста не обращались в 2014 году в медицинские учреждения даже при наличии потребности в медицинской помощи.

Одной из основных причин является склонность к самолечению, недоверие к результату обращения в медицинские учреждения, недоступность бесплатной медицины

 

  1. В связи с этим в области здравоохранения необходимо:
  • более тщательно проанализировать существующие административные барьеры для получения полноценной и своевременной медицинской помощи лицами пожилого возраста;
  • разработать и реализовать специализированные базовые программы в системе обязательного медицинского страхования для данных категорий граждан (введение повышенных для пожилого населения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативов финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо);
  • разработать и провести информационную компанию по повышению медицинской грамотности, обучению методам поддержания здоровья за счет профилактических мероприятий;
  • рассмотреть возможность введения льгот для работодателей, осуществляющих программы дополнительного добровольного страхования работников пожилого возраста.
  1. Особое место в программе поддержания активного долголетия занимает государственная политика в области занятости лиц пожилого возраста. Сегодня данная категория не только восполняет на рынке труда потери притока молодежи в результате влияния сложившихся ранее демографических тенденций, но и обеспечивает профилактику бедности среди населения, поддержания потребительского спроса и дополнительных взносов в систему социального страхования, создает дополнительные возможности для ухода и присмотра за детьми, способствует обучению и профессиональному росту молодых рабочих и специалистов непосредственно на рабочих местах в рамках возрождающейся системы наставничества.

Из результатов выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения, проведенного Росстатом в 2013 году, следует, что экономические мотивы доминируют в числе причин, побуждающих работающих пенсионеров работать

Между тем сохранение занятости лиц старшего возраста подвержено большим рискам, особенно в период экономических кризисов. Так, в результате ухудшения макроэкономической ситуации в России уровень занятости пожилых (как мужчин, так и женщин) в 2008 году сократился на 0,3–0,4 процентного пункта по сравнению с 2007 годом, а уровень безработицы, наоборот, возрос на 0,9–1,4 процентного пункта. В то время как, уровень занятости всего населения вырос в 2008 году, по сравнению с предыдущим годом,  на 0,1 процентного пункта (63,2% и 63,1% соответственно), а уровень безработицы — сократился на 0,2 процентного пункта (6,2% и 6% соответственно).

Большая подверженность показателей занятости и безработицы пожилых людей изменениям на рынке труда предполагает необходимость выработки и реализации в условиях кризисов специальных мероприятий, ориентированных на данную группу населения.

В США, например, была разработана и внедрена программа занятости пенсионеров в социальных службах (The Senior Community Service Employment Program — SCSEP). В рамках этой программы бедные и безработные пенсионеры получали обучение и оплачиваемую государством практику по специальностям работы в социальных службах, а также помощь в трудоустройстве посредством центров занятости (American Job Centers). Практику участники программы проходили в социальных службах и некоммерческих организациях, как правило, в рамках 20-часовой рабочей недели, при этом получали заработную плату в объеме самого высокого из стандартов минимального размера оплаты труда (выбирая из государственного, регионального, местного и т. д.). Помощь предоставлялась на конкурсной основе; преимущества имели инвалиды, ветераны, малограмотные, имеющие высокий риск бездомности и т. п.

В Канаде с 2006 года действует аналогичная по контингенту участников целевая программа для пожилых работников (Targeted Initiative for Older Workers — TIOW). Программа финансируется центральным правительством совместно с региональными и муниципальными органами власти и ориентирована на оказание содействия в обеспечении профессиональной подготовки и последующей занятости лиц, потерявших работу, в возрасте от 55 до 64 лет, проживающих в местах или занятых в отраслях экономики, сильнее других пострадавших от безработицы.

В Германии была внедрена специальная федеральная программа по дополнительному образованию пожилых и низкоквалифицированных работников по специальностям, связанным с дорожным строительством, в рамках которой осуществлялась переквалификация участников, способствующая сохранению их занятости или трудоустройству на новые рабочие места.

Вместе с тем, видна значимость социальной мотивации трудовой деятельности пожилых людей, их стремление к активной жизни после наступления пенсионного возраста. Поддержка и развитие социальной мотивации трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста представляется важной с учетом старения населения страны — в интересах, как самих лиц старшего возраста, так и общества в целом.

         Участники Конференции на пленарном заседании, на проведенных заседаниях круглых столов целиком и полностью поддержали предложения, изложенные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на заседании Государственного Совета в августе 2014 года о наличии запроса на новую, современную политику в отношении людей старшего возраста, указав при этом, что она должна  опираться на дифференцированный подход, на создание условий, обеспечивающих как активное долголетие, так и эффективную поддержку тем, кто действительно нуждается в помощи.

      Президент В.В. Путин предложил также возродить институт наставников.

      С большим интересом участники конференции выслушали приветствие заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец, в котором она отметила, что «создание достойных условий жизни для старшего поколения – это очень серьёзная, многоплановая задача, решение которой требует объединения усилий органов государственной власти, руководителей предприятий, профсоюзных и общественных организаций».

      Участники Конференции предложили привлекать людей старшего возраста к трудовой деятельности, используя доступные для них режимы, формы работы, в т.ч. неполный рабочий день, временную работу, дистанционную занятость и другие, а также, дополнив их такими формами как: привлечение многих из них в качестве экспертов, советников, консультантов, воспитателей - наставников.

    В этих целях предложено изучить и наш собственный отечественный опыт работы лиц старшего возраста в составе Экспертных советов при Комитетах Государственной Думы, Министерствах и ведомствах – федеральных и в субъектах федераций, на предприятиях и в организациях и др.

На основании изучения отечественного и зарубежного опыта принять соответствующие нормативные акты, расширяющие практику привлечения ученых, специалистов, творческих работников, Героев, ветеранов труда, кавалеров государственных наград, лауреатов государственных премий   и других лиц старшего возраста к экспертно-консультативной деятельности.

      Это будет одним из стимулов трудовой активности и занятости людей старшего возраста, имеющих возможность быть наставником и заниматься наставничеством. В Советском Союзе на многих предприятиях и в организациях были система наставничества как обучение молодых на рабочем месте с целью более быстрого перехода с помощью наставника на другой, более высокий уровень знаний и умений и трудовых,  творческих результатов. В настоящее время, по данным Федерации Независимых Профсоюзов России, на предприятиях и в организациях ряда регионов успешно функционирует институт наставников. ФНПР инициирует включение в отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры организаций раздел «Наставничество» или  обязательства по развитию наставничества. В российской практике социального партнерства имеется такой опыт:  в Чеченской Республике, Республике Башкортостан, Тульской области, РОСПРОФЖЕЛ,  РОСПРОФАТОМ, Томской области,  Алтайском крае,  Ставропольском крае, Сахалинской, Калининградской, Костромской областях,  Краснодарском крае и других регионах.

      Польза от этого двум сторонам – опытный наставник востребован, трудится, приобретает смысл для жизни, общение, а ученик – получает  новые знания, умения, навыки, большую оплату и старт для более быстрой служебной карьеры.

Поэтому следует ускорить утверждение «Плана мероприятий на 2016-2020 годы по реализации первого этапа стратегии действий  в интересах граждан старшего поколения Российской Федерации до 2025 года» и  обеспечить ежегодно, начиная с 2016 года, меры по развитию наставничества в рамках Государственной программы РФ «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №298. В этом заинтересована и Общероссийская Организация Героев, Кавалеров государственных наград и лауреатов премий Правительства и примет участие в формировании и обучении наставников и научно-методической  работе с участием Академии труда и социальных отношений. При этом имеется в виду, что наставничество может применяться во всех без исключения отраслях и сферах экономической, социальной, научно-педагогической,  управленческой и иных видах деятельности.

 Уже можно определить отрасли и сферы обязательного применения системы наставничества. Это, в первую очередь:

  • отрасли, где несоответствие квалификации персонала потребностям предприятия отрицательно сказывается на результатах деятельности всего предприятия и ведет к значительным финансовым потерям, т.е. там, где научно-технический прогресс значительно опережает процесс обновления профессиональных знаний и навыков – IT- производство;
  • сферы, в которых практический опыт и высокое мастерство играют исключительную роль в осуществлении профессиональных обязанностей - виноделие, управление, ручной труд, сфера обслуживания, торговля;
  • предприятия, для которых характерна текучесть кадров и, следовательно, есть потребность в массовой и оперативной подготовке квалифицированного персонала – металлургия, добывающие и сельскохозяйственные отрасли;
  • профессиональная деятельность, для которой характерна высокая степень риска – врачи, пожарные, полиция;
  • предприятия, где в плановом порядке периодически обновляются технологические процедуры и оборудование - производственные предприятия.

        Признавая необходимость и возможность воссоздания института наставничества на уровне  всей страны,  участники Конференции и Круглого стола обращаются в Правительству Российской Федерации с предложением рассмотреть и решить вопрос о создании Базового научно-методического  центра  развития  наставничества на базе Всероссийской общественной организации Героев, кавалеров Государственных наград и Лауреатов Государственных премий «Трудовая Доблесть России» и Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений».

            Целесообразность использования возможностей этих двух организаций объясняется тем, что: 

  • Всероссийская общественная организация «Трудовая Доблесть России» создана с целью объединения людей, заботящихся о сохранении и развитии лучших традиций российского народа, направленных на создание общенародных ценностей. Именно трудом и знаниями членов этой организации, как и других, была создана интел­лектуальная и индустриальная мощь страны. Поэтому накопленный ими значительный опыт работы в достижении выдающихся трудовых и творческих  успехов важно передать последователям и  распространить на всю Россию. ВОО «Трудовая Доблесть России» учредила почетный  нагрудный знак «Наставник молодежи».
  • Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» основанная в 1919 году, в настоящее время является базовым научным и учебно-  методическим профсоюзным  центром в сфере социально-трудовых отношений, за прошедшие  годы  ВШПД-Академия подготовила десятки тысяч специалистов для социально-трудовой сферы. Коллективу Академии объявлена благодарность Президента Российской Федерации за большой вклад в развитие науки и подготовку высококвалифицированных специалистов.

 Базовый научно-методический  центр развития  наставничества мог бы взять на себя:

  • изучение, обобщение и распространение опыта наставничества в регионах России;
  • разработку примерных программ обучения наставников и оказания учебно-методической помощи в организации подготовки наставников, получения ими базовых педагогических знаний;
  • подготовку комплектов учебных пособий и материалов;
  • разработку проектов нормативно-правовых актов для развития института наставничества, подготовку и издание справочных материалов и др.
  1. В связи с этим в рамках развития государственной политики занятости лиц старшего поколения участники Всероссийской конференции считают необходимым реализовать следующие конкретные мероприятия, направленные на создания условий активного долголетия:
  • разработка программ софинансирования мероприятий, проводимых работодателями, по адаптации рабочих мест для лиц старших возрастов;
  • разработка и реализация государственных образовательных стандартов по профессиональной переподготовке лиц старших возрастов;
  • создание специальной образовательной среды для лиц старших возрастов;
  • разработка программ психологической поддержки граждан старших поколений в целях развития профессиональной мобильности;
  • разработка программ стимулирования территориальной трудовой мобильности граждан старших возрастов;
  • разработка программ формирования общественного мнения и толерантности работодателей в отношении лиц старших возрастов.

 

  1. Потребуется также подготовка трудового и социального законодательства в части учета особенностей использования работников старших возрастов.

     Требует решения вопрос о ратификации  Конвенции Международной Организации Труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (Женева 28 июня 1952г.)

Конвенция № 102 устанавливает минимальные нормы для всех основных разделов (отраслей) социального обеспечения, включая:

  • медицинское обслуживание – Раздел II,
  • обеспечение по болезни – Раздел III,
  • обеспечение по безработице – Раздел IV,
  • обеспечение по старости – Раздел V,
  • обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием – Раздел VI,
  • семейное обеспечение – Раздел VII,
  • обеспечение по материнству – Раздел VIII,
  • обеспечение по инвалидности – Раздел IX,
  • обеспечение по случаю потери кормильца – Раздел X.

По каждому из этих разделов Конвенция дает определение покрываемых рисков и фиксирует минимальные требования относительно круга защищаемых лиц, размера денежных выплат или объема предоставляемых услуг, продолжительности обеспечения и необходимого стажа для его получения. Достижение этих параметров предполагается главным образом на основе развития всеохватывающей системы обязательного социального страхования работников, как это происходит в России.

Учитывая существующие различия в уровне социального и экономического развития государств, Конвенция не предусматривает обязательное немедленное принятие обязательств по всем вышеуказанным разделам (отраслям) социального обеспечения. Она позволяет государству выборочно принять на себя обязательства в отношении тех видов социального обеспечения или разделов Конвенции, требования которых выполняются национальным законодательством, и исключить те виды (разделы),  полное выполнение требований которых на момент ратификации невозможно, либо создает для Правительства страны дополнительные трудности.

Участники Всероссийской Конференции и Круглого стола обращаются  к Правительству Российской Федерации и Государственной Думе Федерального  Собрания с предложениями:

  • об ускорении законопроектной работы для ратификации Конвенции МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (Женева, 28 июня 1952г),  в 2016 году, что  будет способствовать созданию условий для качественной жизни пожилых людей и людей старшего  возраста;
  • разработки и принятия Закона «О государственных социальных стандартах» (на уровне рациональных, а не только минимальных норм и нормативов) для социального аудита,  для оценки степени социальности социального государства и для формирования и осуществления эффективной социально-экономической политики.
  1. Особая задача в части создания условий для активного долголетия развитие системы социальных услуг лицам старших возрастов.

Потребность пожилых в социальном обслуживании обусловлена состоянием их здоровья, снижением мобильности, одиночеством и иными объективными факторами, для предотвращения или смягчения действия которых необходима посторонняя помощь.

Как показывают результаты комплексного наблюдения условий жизни населения, проводимого Росстатом, за 2011 год, потребность в социальном обслуживании в органах социальной защиты испытывает преобладающая часть лиц старше 65 лет — 87,6%.

С учетом этого показателя и численности населения в возрасте 65 лет и старше (19 805 тыс. человек) суммарная годовая потребность пожилых людей в социальном обслуживании может быть оценена в 17 349,18 тыс. человек.

С учетом возможностей стационарных учреждений социального обслуживания, где ежегодно проживает порядка 247–248 тыс. человек, можно оценить фактический объем социального обслуживания пожилых и инвалидов. Он составлял в 2014 году, по расчетам, 1 786,04 тыс. человек, что не превышает 10,3% потенциальной потребности пожилого населения в социальном обслуживании, установленной по результатам комплексного наблюдения условий жизни населения, проводимого Росстатом.

Можно констатировать в этой связи, что уровень удовлетворения спроса пожилых на данный вид социальных услуг находится на недостаточном уровне и  имеет тенденцию к снижению.

  1. В связи этим целесообразна реализация в ближайшие годы специальных мер, направленных на преодоление неудовлетворенного спроса лиц старших возрастов на социальное обслуживание.

В частности следует:

  • разработать программу развития мощностей государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания;
  • разработка мер по стимулированию развития негосударственного сектора социального обслуживания, более широкое привлечение к оказанию социальных услуг НКО и добровольцев;
  • развитие мобильных форм социального обслуживания;
  • разработка программ стимулирования работоспособных членов семьи по уходу и содержанию лиц старше трудоспособного возраста, в том числе с использованием как правовых, так и экономических инструментов (пособия по уходу, налоговые вычеты и пр.).
  1. Участники Конференции обращаются к Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации  в своей практической деятельности учитывать также  Мадридский план действий по проблемам старения 2002 года.

   Предусмотреть реализацию мер, направленных на:

  • обеспечение возможностей, осуществление программ и оказание поддержки, необходимых для того, чтобы пожилые люди могли принять участие или могли продолжать принимать участие в культурной, политической и социальной жизни;
  • углубленное изучение существующих проблем и выработка на их основе мероприятий по преодолению барьеров на пути повышения социальной активности пожилых людей.

 

           Оргкомитет Всероссийской Конференции